|
обратная связь |
|
Философский камень шахматной игрыЗнакомьтесь с новой теорией Нукина Толегена (авторское название: 2NT = NTNT). Национальный мастер по шахматам рассекречивает свою концепцию понимания шахмат.Как старейший казахский мастер, следуя традициям и обычаям номадов, я обязан поделиться полувековым опытом своей шахматной деятельности. У каждого состоявшегося шахматиста должно быть своё мировоззрение, кредо, проще говоря, установка. Моё понимание шахмат резко отличается от общепринятых норм. Это плоды 50 лет напряжённого труда и размышлений. Я приношу большую благодарность своему близкому другу В.П. Окишеву. Благодаря его советам и появилась эта статья. Шутя, я называю его непризнанным гением. Он является философом, политологом, социологом, инженером, юристом. Он - человек, полностью посвятивший себя науке, я - шахматам! Этот симбиоз, совмещающий науку и шахматы, привёл к открытию точек опоры, болевых точек шахматной партии. Особенно благодарен своему другу за два добрых совета. Когда я сказал, что нашёл 10 ключевых типов позиций в шахматах, то он - простой любитель, пробурчал, дескать, должно быть гораздо меньше. Однажды, когда показывал ему свою партию, он изрёк, что на шахматной доске должны быть "точки опоры". На моё замечание, что это центр, ответил: "Нет, не центр! Не знаю где, но должны быть!". Поверив его незаурядной интуиции, я три месяца, образно говоря, не ел, не пил и не спал, пока не нашёл эти опорные точки. Слава ему - гиганту умственного фронта! Нам шахматистам, трудно вылезти из своей скорлупы. Среди деревьев не видно леса, только человек, поднявшийся над лесом, только человек, обладающий планетарным мышлением, мог предположить такое! Гипотеза Окишева оказалась верной. Почти 3,5 года я потратил на подтверждение своих выводов, правильность которых экспериментально проверил, ознакомив нескольких молодых шахматистов с моей новой теорией. Результат превзошёл ожидания. Нукин Асхат и Рустам Каирбеков завоевали место в составе сборной Казахстана, на практике подтвердив жизненность этой теории. Я сообщил им, что после такого успеха, опубликую основы новой концепции, и пока мир разберётся, они уже будут гроссами.Для начала я делю шахматы на три вида позиций. Бог любит троицу! I тип - всё, что связано с фианкетто, я называю "старухой". Даже 1.b2-b4 с последующим Cb2. Главная суть этих позиций - игра на своего фианкетированного слона, который исполняет роль главной скрипки, солируя в оркестре, в то время как остальные фигуры составляют группу поддержки. "Староиндийцам" это хорошо известно! Позиции этого типа я отношу к чигоринским, в честь их основателя - великого русского шахматиста Михаила Ивановича Чигорина. К такому типу относятся позиции, возникающие при разыгрывании таких дебютов как "Каталонка", "Рети", Английское начало, защита Тарраша (вариант Шлехтера-Рубинштейна). Они переходят из одного дебюта в другой, образуя по сути один мегадебют - "старуху". Надеюсь, понятно изложил. К III типу я отношу позиции, где борьба идёт по меткому выражению М. Ботвинника "как в замедленной съёмке". Это "Каро-Канн", "Скандинавка", Фрацузская защита, Ферзевый гамбит и т.д. Называю их петросяновскими позициями в честь Тиграна Вартановича Петросяна - апологета этого стиля. Суть этих позиций - захват поля "d5". В идеале на этом поле надо поставить коня. Для методичности я говорю о стратегии чёрных, но это касается и белых, для которых аналогичным является поле "d4". Ко II типу я отношу позиции с изолятором ввиду их многообразия. Этот тип является гибридом. Здесь и фианкетто защиты Тарраша (вариант Шлехтера) с игрой на поддержку слона, и контроль либо захват пункта "d5". Присутствует и чистый "Тарраш" (симметричный вариант). Эти позиции я называю таррашевскими, и комментарии к названию не требуются. Зигберт Тарраш есть Зигберт Тарраш - немеркнущая звезда на нашем шахматном небосклоне! Я не случайно опубликовал свои партии с Егоровым и Носковым. Они наиболее ярко демонстрируют суть новой концепции. Суть очень проста, но к ней пришлось идти полвека. Вкратце о сути моей концепции. Главный философский всемирный, вселенский, космический закон гласит, что любая система стремится к устойчивости, стабильности. На этом мир и держится, иначе - хаос, конец света. Этой основой устойчивости в шахматных схемах является гармония и симметричность. Нарушение этого закона влечёт за собой гибель. Возникает вопрос: "На чём держится гармония"? Симметрия и уравновешенность могут быть или не быть, это частные явления гармонии. На этот вопрос никто не пытался ответить - настолько он сложен. С 11 августа 2004 я вёл дневник, исписав большую амбарную книгу при работе над этой проблемой. Вот некоторые выводы, выдержки из дневника. 18 декабря 2004 года. Анализ интуитивных жертв (ИЖ) позволяет вывести правило, что все они успешно проходят только при наличии контроля над ключевыми полями. Владение или просто контроль над ними приводит к параличу позиции противника. Только на этой основе проходят ИЖ фигур. Пример - упомянутые партии с Егоровым и Носковым. Выигрыш или проигрыш напрямую зависит от контроля над ключевыми полями! Про их наличие точно знает В.Смыслов, и то в 60 лет. И больше никто. Гении не в счёт: они играют, как дышат. Фишер, Капабланка, Решевский. Вот ещё дополнение от 2.01.2005 год. Главная суть ключевого поля: свои поля надо всемерно укреплять, а чужие - стремиться отвоевать у противника. Все фигуры должны идти к нему, как шли к Берлину советские войска во время отечественной войны. Вот руководящая идея, нить Ариадны! 7.12.2004 года. Знания ключевых полей диктуют переход в другие стадии партии: от дебюта в миттельшпиль и от миттельшпиля в эндшпиль. Ключевое поле это есть тропа, которая не даёт заблудиться в шахматных джунглях и приводит к успеху. Сейчас, после 3,5 лет размышлений и глубоких раздумий, я называю эти поля пунктами гармонии фигур. Захват этих полей усиливает гармонию своих фигур и соответственно приводит к дисгармонии чужих фигур. Опять возникает вопрос. Почему так происходит? Для маленьких это можно объяснить просто. Раньше в чатурангу играли четыре человека, перед каждым были ворота в крепость. Их отдача ведёт к потере самой крепости. Для более подкованных можно объяснить, что на этом поле перекрещиваются силовые линии слона и коня, например, на поле "e2". Захват этого поля нарушает координацию фигур противника и связь между флангами. Если вспомнить партию "Егоров-Нукин", то ход c5-c4 после ошибочного b2-b4 оставил коня на "a4" вне игры. В дальнейшем захват поля "f4" ходом Лf4 решил исход борьбы. В партии "Носков-Нукин" для контроля поля "f4" была пожертвована целая фигура. Гармония белых фигур была полностью нарушена, и чёрные легко выиграли. Так вот, эти поля - "болевые точки" шахматной партии: "с4", "f4" для чёрных и "c5", "f5" для белых. По-казахски я называю их словом "казык", что в переводе означает кол. Образно говоря, вбивается кол (клин) в расположение противника. Я также ввёл термины "магический квадрат", "магическое поле". Это ещё сильнее, чем "казык". 11.12.2004 года. Магическое поле есть тот фундамент, на котором держится вся позиция. Это первопричина, это как товар К.Маркса! Это основа основ! Занятие, оккупация магического поля приводит к тому, что материал теряет свою силу, взаимодействие сил противника резко нарушается. Примером может служить партия с С.Солтановым, а также с О.Дзюбаном, где слабость поля "c6" могла сказаться, если бы значение магического поля я знал раньше! Такого понятия вообще не существовало! Согласно китайской медицине, воздействуя на определённые точки на теле человека, можно улучшить его самочувствие, избавить от болезни. Как человек, так и шахматы, да и любая другая система живёт по определённым законам. Китайская медицина уже начинает у нас приживаться. Проводя аналогию, я утверждаю, что в шахматах тоже можно получать определённые выгоды, воздействуя на определённые поля! Эта революционная гипотеза положена в основу моей новой теории. Понятно, что это надо испробовать на собственной практике! Дополнение от 11.08.2008 года. Сыграно с нормальным контролем времени (1 час на 30 ходов) 38 партий, в которых взято 30 очков: +24=12-2. Рапид я серьёзно не воспринимаю, хотя и в нём в чемпионате РК взял 6,5 очков из 9, поделив 5-8 места с Коцуром, Ибраевым и А.Нукиным. Обычно я одну партию из пяти проигрывал, а сейчас результат гораздо выше! Мне попалась в руки книга Джона Кехо "Подсознание может всё" (Минск, 2007), где утверждается что вселенная - это гигантская голограмма, а Денис Гарбор удостоен Нобелевской премии за это открытие. Голограмма представляет собой явление, в котором целое содержится в каждой из его составляющих. Мозг - это голограмма, отражающая голографическую вселенную. Это из книги. Со своей стороны хочу добавить, что шахматы есть графическое, геометрическое изображение Вселенной в самом упрощённом виде. Все основные законы здесь присутствуют! Приведу в подтверждение факт, что мозг - это голограмма. Эта удивительная история произошла в октябре месяце 1998 года. К нам, в Дом шахмат пришёл председатель облспорткомитета Талгат Фаридович Мамашев. Я ему сказал, что не знаю откуда знаю, но Дармен Садвакасов стал чемпионом Азии. Через месяц Садвакасов действительно выиграл чемпионат Азии в Индии. Ещё через год он стал чемпионом мира среди юношей до 20 лет и приехал к нам в Павлодар. Я рассказал эту историю на конференции, а Мамашев подтвердил. Продолжаем основную тему. Шахматная борьба обычно ведётся в квадрате c3-c6-f6-f3. Мною замечено, что именно углы этого квадрата чаще всего являются магическими полями (керме) или, иначе, ключевыми полями всей шахматной партии. В китайской медицине их называют "болевыми точками". Основная масса болевых точек находится на концах конечностей - рук и ног. Считается, что если вытянуть руки в стороны, то мы получим рост человека. Если раскинуть в стороны руки и ноги, то получится правильный квадрат! Где находятся болевые точки? Правильно, на углах квадрата! Как и на шахматной доске! Если в малом повторяется большое, если из одной клетки вырастили овцу Долли, то можно предположить, что и вся солнечная система - квадрат, вся галактика - квадрат, и всё это квадрат в квадрате! И законы углов квадрата как болевые точки присущи всему! Есть такое понятие - "фантомная боль": уже нет пальца, а он болит! Это сказывается закон, всемирный закон квадрата! Где углы квадрата, там и находятся болевые точки. Вот так я объясняю, почему именно на краях квадрата расположены магические, ключевые поля - своеобразные болевые точки шахматной партии. Разумеется, могут быть и другие поля, другие точки. Китайцы утверждают, что в организме человека насчитывается примерно 666 таких точек, но главные находятся именно на краях квадрата. Давид Бронштейн говорил о полях влияния, о силовых линиях. Я полностью согласен с ним и, исходя из этих понятий и моей новой теории, добавлю, что нужно обязательно фианкетировать слонов, как и белыми, так и чёрными. Одного хорошо, а двух - вообще прекрасно! Фианкетированные слоны простреливают главные диагонали, их силовые линии, фантомы воздействуют на угловые поля квадрата. В моём понимании фантомы, лептомы - это есть мельчайшие материальные частицы, которые испускает живая и мёртвая материя, и которые действуют в квадрате по неизвестным нам правилам. Не зря есть термин "магический квадрат", используемый мистиками, ясновидцами и оккультистами. Следуя этой новой теории об углах квадрата, теперь становится очевидным, почему вскрывается линия "с", например, в дебюте Рети и других дебютах. В качестве резюме. Общий вывод прост. В любом дебюте, в любой игре, в любом построении нужно следить за краями квадрата и при случае как знамя водрузить туда фигуру или пешку. Это приведёт к дисгармонии фигур противника, что в большинстве случаев равнозначно победе. Когда захватываешь это поле, то возникает паралич всей позиции противника, в то время как собственные фигуры максимально активизируются. Поэтому материал обесценивается! Ради захвата "магического" поля можно всё отдать - пешку, качество, фигуру! Смотря по обстоятельствам. Магические поле, керме по-казахски - это болевая точка шахматной партии. Противник погибает от нажима на болевую точку, от болевого шока. Напоминаю про "казыки": болевые точки находятся по полям боковых сторон всего квадрата "с3, с6, f6, f3". Захват этих полей и водружение на них фигур или пешек всегда решает! Мне понадобилось свыше полувека, чтобы понять эти "простые" истины. Гении играют, как дышат, к примеру, Фишер. Причём делают это интуитивно и потому им не нужны какие-либо теории. 12.12.2004 года. Что является основой дебюта? Устойчивость, стабильность есть основа любого дебютного построения. На чём зиждется эта основа? Фундаментом дебютного построения являются ключевые поля - казыки и керме! Новое понятие! Я специально ввожу эти термины, чтобы отличить их от общепринятых терминов, так как смысл их в корне другой, более объёмный и глобальный. Уберите фундамент, и дом развалится. Поэтому укрепление своих ключевых полей - казыков и керме, стремление к захвату аналогичных чужих полей есть основная цель в переходной стадии. Это постулат. Ранее изучение этой стадии достигалось примерами из тысяч партий, но полного успеха не имело. Не было ясных ориентиров! Теперь есть форпосты - казыки и магические поля - керме! Используя новую теорию можно многое объяснить! Например, устойчивость дебюта Рети можно трактовать тем, что при двойном фианкетто сопернику трудно проконтролировать оба ключевых поля. Через год, 30.12.2005 года. Все, что было до открытия "болевых точек" - казыков и керме, можно назвать элементами и фрагментами шахматной игры. И только! Теперь появилось целостное восприятие шахмат. Можно сказать, что найден философский камень шахмат! Суть очень проста: нужно захватить плацдарм - казыки на полях c4, f4 и c5, f5 соответственно чёрными и белыми, затем оккупировать магическое поле - керме. Этой направленности надо придерживаться в течение всей партии - в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле и переходных стадиях. Взяв под контроль керме, Вы тем самым обеспечите себе победу. Здесь материал уже не играет решающей роли (духовное выше, чем материальное). Вот такая простая истина. Это первый путь. Второй путь, когда противник не даёт занимать свои форпосты, заключается в простом укреплении своих казыков и керме и терпеливом ожидании их ослабления у противника. Особенно это характерно для игры в переходных стадиях партии. Это суть переходной стадии. Предлагаю посмотреть мою партию с Олегом Дзюбаном. Эта партия вместила в себя все три типа позиций. Здесь есть и гармония, и симметрия, и уравновешенность! В своё время партия была опубликована в журнале "64-шахматное обозрение" (№20, октябрь 1981г.) как лучшая партия чемпионата Казахстана. Причём, именно Дзюбан вышел победителем турнира. Обратите внимание как синхронно, сохраняя симметрию, движутся ладьи, кони и слоны. Как бы танцуя парами (вспомните фаланги Ласкера). И и так до конца партии: до заключительного удара конём на "f7", когда после прорыва "d4-d5" с решающим эффектом вступает в игру слон "b2". Это I-ый тип позиций. Некоторые неточности, допущенные соперниками, объясняются жутким цейтнотом, особенно у Дзюбана, которому на последние 10-15 ходов перед промежуточным контролем оставалось менее минуты. Поэтому он просто стоял! Я выждал и, когда оставалось два хода до контроля, быстро сделал ходы g3 и h4 с целью спровоцировать напрашивающийся отскок коня на "f6", защищаясь от h4-h5. Соперник попался в ловушку! Он нарушил гармонию своих фигур: III тип позиций, где конь должен стоять на d5, цементируя позицию. По сути, возникла таррашевская позиция, правда с пешкой "c5", которая как вбитый кол (казык) нарушала гармонию чёрных фигур. В подобной позиции удар конём f7 является типичным! 38 чемпионат Казахстана, VIII тур, 16.08.1981 г. Т.Нукин - О.Дзюбан Новоиндийская защита E14 1.d4 Nf6 2.c4 e6 3.Nf3 b6 4.e3 Bb7 5.Bd3 c5 6.O-O Be7 7.Nbd2! Nc6 8.b3 cxd4. Интересно, что здесь Дзюбан продумал 1 час. И он прав! В переходной стадии решается судьба большинства партий. Вы теперь с помощью новой теории, а я убеждён в её правильности, знаете какие пункты - казыки нужно защищать, а какие захватывать! 9.exd4 d5 10.Bb2 O-O 11.Rc1 a6 12.Qe2 dxc4 13.bxc4 b5. Идея - захватить пункт "d5". Размен на "b5" даже не стоит рассматривать. Остаётся по Нимцовичу: висячие пешки идут на самоблокаду! 14.c5 Qd5 15.Bb1! Rfd8 16.Rfd1. Я ставлю знаки не потому, что это сильнейшие ходы, а чтобы обратить внимание на синхронное, симметричное движение фигур: влево, вправо, на их повороты, они как бы танцуют парами, а кони гарцуют. Всё это было замечено после окончания партии. Своего рода геометрические шахматы. Мне в жизни удалось сыграть всего лишь несколько таких партий! 16... Qh5 17.a3. Идея хода не только в том, чтобы не допустить Nb6-b4-d5, но и в дальнейшем использовать поле "a2" для слона, чтобы оказывать давление по диагонали a2-g8, что типично в таких позициях, правда без пешки "c5", то есть при изоляторе "d4". 17... Nd5. По Нимцовичу пункты сами освобождаются. Имеется в виду "e4". 18.Ne4 Qg4 19. Ng3. Не 19.h3 Nf4 -+. Римские фаланги построены и они до конца будут держать строй, за исключением добивания! 19... Rac8 20.Rde1 с идеей после 21.Qc2 g6 22.Re4 побеспокоить ферзя ввиду его весьма ненадёжного положения. 20... g6 21.Rcd1 Nf4 22.Qe3 Nd5 23.Qe2 Nf4 24.Qe3 Nd5 25.Qe2. Здесь позиция повторилась трижды, но никто не хотел звать судью, чтобы не потерпеть морального поражения: это сказалось бы в следующей партии. 25... Na5. Пункты освобождаются без всяких усилий (опять Нимцович!). 26.h3 Qf4 27.Ne5 Qf6 28.Ne4 Qg7 29.Ba2! Становясь в засаду и перемещаясь из вертикальной фаланги в горизонтальную, а кони стали наоборот! 29... Nc6 30.Nd3. Чёрные уже находились в жутком цейтноте и поэтому жертву пешки они не принимают. К слову, брать пешку опасно, например: 30... Nxd4 31.Qf1 e5 32.f4 Nxf4 33.Nxf4 exf4 34.Qf2 или 31... Nf6 32.Ng5 Nf5 (на 32... h6 последует удар 33.Nxf7) 33.Rxe6 fxe6 34.Nxe6 Qf7 35.Ne5 Rxd1 36.Qxd1 +-. 30... Rc7 31. Ne5 Rcc8. Если 31... Nxe5, то 32.dxe5 Bxc5 33.Nf6+ Kh8 34.Rd3 с дальнейшим Rfd1. Чёрным было бы очень непросто бороться в цейтноте, имея такую занозу на "f6"! Например, 34... Rcc8 35.Bxd5 Bxd5 36.Rxd5 exd5 37.Nxd5 +- или 34... b4 35. axb4 Bxb4 36.Red1 Rc5 37.Rd4 a5 (37... Ba5 38.Ba3 Rb5 39.Bc4 Rb6 40.Be7 +-) 38.Rh4 h6 (38... h5 39.Rxh5+) 39. Qe3 g5 40.Rxb4 axb4 41. Qxc5 +-). Квадрат c3-c6-f6-f3 я называю магическим квадратом, а угловые поля квадрата - магическими полями, по-казахски "керме". Так вот, керме сильнее, чем казык. Их захват равнозначен победе. Я имею в виду водружённые там фигуры или пешки. Зачем нужен термин "магический квадрат"? Дело в том, что удары чаще всего производятся по краям квадрата, но больше всего по керме! После захвата казыка нужно сделать второй шаг - захватить керме. И всё, исход партии будет предрешён! Например, в партии "Егоров-Нукин" я мог нанести удар по керме и сразу победить. Думаю, теперь Вы сами легко это найдёте. Слова "казык" и "керме" я придумал не сам, а просто взял их из шашек. Так эти поля там называются по-казахски. 32.Ba1! Nb8 33.Rc1 Nc6. Чёрные намерены отстояться за пешечной стеной, добравшись до контрольного 40-го хода. 34.Red1. Не нарушая строя (фаланги)! 34... Qh6 35. Ng4 Qg7 36. Ne5 Qf8 37. Ng4 Qg7 38. Ne5 Qf8 Опасаясь, что белые потребуют ничью, чёрные отказываются от повторения ходов. Я же об этом вообще не заботился, так как давно понял, что победа сопернику нужна больше, и поэтому был уверен, что чёрные свернут первыми. "Угроза сильнее исполнения!" - восточная мудрость. 39.g3! Этот ход сделан с целью подготовки марша пешки "h", чтобы расшатать позицию рокировки чёрных (h3-h4-h5:g6). Если чёрные ходом коня на "f6" автоматически защитятся от набега, то тогда скажет своё слово слон, прячущийся в засаде на "a2". Этот план можно было провести раньше, но в этом случае у соперника осталось бы время, чтобы разгадать коварный замысел. А теперь чёрные уже немного успокоились, ведь оставалось сделать всего два хода! Лично я на последних ходах перед контролем проиграл немало партий. Лечение только одно: внимание, внимание и его концентрация до конца партии! Иначе хана, и ночь без сна! Покой нам, шахматистам, только снится! 39... Rc7 40.h4 Nf6. Этот ход был сделан автоматически. Мне предстояло сделать 41-й ход. Обратите внимание, уважаемые шахматисты: белые как римские легионы, несмотря ни на что, до конца сохранили свой строй - фалангу. И конница, и колесницы (ладьи) и офицеры (слоны) - всё готово к уничтожению врага! 41.Nxf7. В журнале "64-Шахматное обозрение" закончили партию этим ходом, заметив, что "контрольный ход мастера оказался роковым: после 41.Кe5:f7 чёрные, понеся большие потери, остановили часы". Я с большим удовольствием посчитал варианты. Они просты и понятны. I. 41.Nxf7 Qxf7 42. Nxf6+ Qxf6 43.Bxe6+ Kf8 44.d5 +-. Первый тип позиций: суть игра на фианкетированного слона. Ферзь пойман. Полная гармония! II. 41... Kxf7 42.Ng5+ Ke8 43.Nxe6 Qh6 44.Nxc7+ Kd7 45.Ne6 +- с дальнейшим d5 после отхода ладьи. III. 41... Nxe4 42.Bxe6 Re8 43.Nd6+ Kg7 44.Nxe4 IV. 41... Nxd4 42.Rxd4 Rxd4 (проще Bxd4!) 43.Bxd4 Nxe4 44.Bxe6 Qa8 45.Nd6+ Kf8 46.Qf3+ Nf6 47.Nxb7 Qxb7 48.c6 +-. Если 43... Bxe4, то 44.Bxe6 Ba8 45.Qe5. Централизация по Нимцовичу. Эта партия полна его идей: самоблокада, избыточная защита (пешки d4), самоосвобождение пунктов и т.д! 45... Qb8 46.Nd6+ Kh8 (46... Kf8 47.Be3 Kg7 48.Ne8+ Qxe8 49.Qxc7) 47.Qg5 Qf8 (47... Kg7 48.Nf5+ и 49.Nxe7) 48.Nf7+ Kg7 (48... Kg8 49.h5 +-) 49.Qh6+ Kg8 50. Ng5+ Kh8 51.Qxh7# В партии было 41...Qxf7 42.Nxf6+ Bxf6 43.Bxe6 Bxd4 44.Bxf7+ Rxf7 45.Bxd4 Rxd4. Если 45... Nxd4, то 46.Rxd4 Rxd4 47.Qe8+ Rf8 48.Qe6+ Rf7 49.c6 +- 46.Qe8+ Rf8. Иначе 46... Kg7 47.Rxd4 Nxd4 48.Qe5+ и Qxd4. 47.Qe6+ Rf7 48.Kf1. У чёрных цугцванг - нет полезных ходов. 48... a5 49.Rxd4 Nxd4 50.Qe8+ Rf8 51.Qd7 Nb3 52.Qe6+ и только здесь мастер сдался. Казыки и керме являются пунктами гармонии фигур. Очень трудный ответ на вопрос "Почему?". Шахматы имеют фланговое развитие, а в этих точках проходят, скрещиваются силовые линии фигур. Повторение - мать учения! Не устаю повторять: овладев ключевым полем - казыком, приступайте ко второй стадии - захвату магического поля - керме (c3, c6, f6, f3). Если удастся захватить керме, считайте победа у Вас в кармане. Вот вкратце суть моего шахматного мировоззрения. Я в нём убеждён. Просмотрев сотни этюдов, увидел, что на этих полях происходят решающие сражения, именно здесь фигуры наиболее активны и сильны. В окончаниях всё сказанное особенно рельефно выявляется. Эту статью я посвящаю молодым шахматистам, за которыми будущее. Если Вы хоть чуть-чуть внимания будете обращать на казыки и керме, то я сочту свою задачу выполненной. Время покажет насколько я прав. Статья написана с целью облегчить путь совершенствования молодых шахматистов. Шахматы - очень простая игра, если знать её тайные, внутренние законы! Дата: 06.09.08 01:36 Автор: Толеген Нукин, национальный мастер |
|