шахматная доска Rambler's Top100 Шахматы в Павлодаре шахматная доска
обратная связь

Быть или не быть шахматам в школе?

Мнение российских экспертов прокомментировал наш казахстанский гуру - педагог дополнительного образования высшей категории, тренер по шахматам Центра внешкольной работы г. Уральска."Школьная дилемма". Под таким заголовком, российский журнал «Шахматное обозрение» №10 за 2009 год опубликовал мнения различных специалистов по теме необходимости шахмат в школе. Этот вопрос меня очень интересует уже давно, и было любопытно узнать мнение других.

Вначале предоставим слово главному редактору Марку Глуховскому: «О том, следует ли детям получать шахматное образование в школах, в разделе «Сюжет» рассуждают наши эксперты. До начала опроса мы ожидали, что мнения будут различными. Оказалось, что они действительно отличаются в вопросе, как и зачем учить шахматам в школе, но с тем, что школьное образование только выиграет от появления нового предмета, согласны почти все».

А теперь познакомимся с мнениями людей с большим тренерским опытом, а также завуча московской школы. Начать хочется с тех, кто поддерживает это предложение, тем более и я на их стороне.

Александр Никитин, заслуженный тренер СССР: «Считаю, что шахматы, безусловно, были бы полезны как предмет, в процессе изучения которого повышается эффективность мышления детей – то, от чего в школе обычно отучают. Именно в этом качестве они нужны школе, а отнюдь не для воспитания будущих гроссмейстеров. (Да, да и ещё раз да!- А.В.). Но дело упирается в отсутствие опытных педагогов – многим не хватает шахматного мастерства, чтобы суметь подобрать и объяснить тот или иной пример с точки зрения мышления ребёнка. Или, наоборот, не хватает чисто педагогического мастерства, чтобы ученик решал аналогичным путём другие, совсем не шахматные задачи. Проблемы есть и с шахматной литературой.
(В этом очень хорошо помогают компьютерные программы: «Шахматная школа», «Шахматная тактика для начинающих» и другие. С их помощью ребёнок может даже САМ получить начальный уровень, поближе познакомиться с шахматами. А с помощью преподавателя информатики – тем более – А.В.).
Преподавать шахматы в обязательном порядке или факультативно? Мне трудно ответить на этот вопрос. Школьная программа очень перегружена, порой совершенно ненужными предметами – может надо отказаться от них в пользу шахмат».
(А вот и деловое предложение. Тем более, что школы имеют право выбирать предметы из списка Министерства образования. Главное – внести в него шахматы, как предмет начальной школы – А.В.).

Людмила Белавенец, гроссмейстер: «Мне очень приятно, что такой вопрос ставится. Совсем не хочется, чтобы занятия шахматами в школе стали обязательными. Превратившись в обязаловку, они окажутся серьёзной обузой для тех, кому это не интересно.
(Нельзя согласиться без возражения, ведь здесь речь должна идти о начальной школе. А дети этого возраста обожают играть. И чем разнообразнее игры, тем интереснее детям. А хороший Педагог – справится со своей задачей, не надо его унижать – А.В.).
На мой взгляд, шахматы должны быть делом добровольным, а в этом случае более подходит факультатив».

Сергей Шипов, гроссмейстер: «На свете есть много полезных занятий. Йога, шахматы, рукоделие, танцы… Можно спорить, какие из них нужнее школьникам, лоббировать их продвижение в школьную программу, бороться и организовывать. Отталкивая плечами конкурентов. Но я смотрю на дело с другой стороны.
Уровень образования в наших школах упал. В вузы приходят плохо подготовленные абитуриенты. Так зачем в такой ситуации разрыхлять и без того болотистую почву? Зачем утяжелять программу новыми предметами, когда обязательные и основные движутся вниз, к плинтусу? Пусть лучше дети качественно изучают математику и русский, физику и биологию. В этом направлении и надо работать.

(Но никто не призывает срезать часы у перечисленных предметов! Речь то идёт о так называемых «нововведениях» - А.В.).
Максимум, на что годятся шахматы в школе – стать факультативом, кружком. Если есть желание учеников, деньги и преподаватель. А делать шахматы основным предметом – утопия. Помимо сказанного, стоит учесть и отсутствие должного количества грамотных преподавателей (и в шахматном, и в педагогическом плане), и отсутствие системы их воспроизводства».

(Сергей Шипов – отличный тренер, комментатор, шахматист. Но он, к сожалению, только констатирует сложность проблемы, показывая все её слабости. Но нельзя, же просто смотреть и отчаиваться. От этого уровень образования не улучшится. Надо ДЕЛАТЬ, а не «плакаться». И хоть маленькими шагами, двигаться вперёд, условия для решения НУЖНО искать. Вот тогда дело сдвинется с «мёртвой» точки – А.В.).

Евгений Бареев, гроссмейстер: «В школе шахматы не то что нужны, они пока не возможны. Любой предмет в школе преподаётся людьми, которые много лет учили и сам предмет, и методы его преподавания. Точно также необходимо подготовить педагогов для преподавания шахмат в школе. Шахматы, шашки, го, любой другой предмет, который развивает голову, будет полезен детям лишь при наличии по-настоящему профессиональных педагогов. На сегодняшний день таковых у нас нет – то есть хороших педагогов хватает, но шахматная квалификация у них небольшая».

(Ещё один «Плач Ярославны»! Так надо их начинать готовить! В этом случае, на повестку дня должен встать госзаказ Министерства образования к педагогическим ВУЗам. Учителя информатики, математики, физики, начальных классов, да любой студент, должен иметь право получить, при желании, вторую специальность – учителя шахмат. За четыре года, шахматам можно научить любого желающего. Тем более что в таком возрасте учиться легче – А.В.).

Анатолий Быховский, заслуженный тренер СССР: «Шахматы в школе желательны, но только в качестве факультатива. По роду своей работы как старший тренер молодёжной сборной СССР я много лет занимался этим вопросом, наблюдал процесс во многих школах.
(Что-то я сомневаюсь, что старший тренер молодёжной сборной страны советской эпохи посетил много школ, чтобы понаблюдать за проведения занятий с начинающими! Жили в те времена и помним как тогда «занимались вопросами» - А.В.).
Введение шахмат в обязательную школьную программу не только труднодостижимо из-за отсутствия преподавательских кадров, учебников, увеличения нагрузки на детей, но и просто не нужно. При всей моей любви к шахматам, я не считаю их более нужными детям, чем другие предметы, которых нет в школьной программе – например, музыка, эстетика, какой-нибудь вид спорта… А вообще я бы предпочел, чтобы мой ребенок посвятил себя изучению другого предмета, а не шахмат».

(Что тут сказать. Сквозит какая-то обида на шахматы, может быть это неудовлетворённость, комплексы… Но так отзываться о том, чему посвятил столько лет жизни?! И в своей «любви» к шахматам он раскрылся в полной мере – А.В.)

Юрий Разуваев, заслуженный тренер России: Для начала надо ответить на вопрос: куда отнести шахматы как предмет. Мне очень нравится немецкий подход. Шахматы в Германии относятся к необязательным предметам, развивающим творческие способности – таким, как музыка, живопись и.т.д. Я как-то разговаривал с одним немцем, он оказался психологом, но работает в школе. Спросил, почему он с таким хорошим дипломом решил заняться шахматами. Он ответил, что психологом уже дважды терял работу, а спрос на шахматы очень велик. Это уже показатель.
Во – вторых, надо определиться с возрастом. Здесь все идет от швейцарца Пиаже – общепризнанной мировой величины в детской психологии. У него много классических работ, и одна из них очень интересная. Оказывается, в возрасте от 6 до 12 лет идет развитие внутреннего плана – когда ребенок не просто что–то делает, а сначала проигрывает ситуацию для себя. Наш известный профессор Пономарев хорошо назвал это «действием в уме». Шахматы как модель развития и формирования этого механизма практически идеальны.
Есть еще момент, на который никто не обратил внимания, а именно – влияние игр на формирование морали у детей. В одной из работ Пиаже есть замечательный термин: «мораль есть уважение к правилам». Он считал, что уважение к жизненным правилам формируется во время детских игр. Я обратил на это внимание Марион Калке, психолога из Берлина, и она очень заинтересовалась этой темой. Во всех играх за нарушение правил следует наказание. Шахматы – чуть ли не единственная игра, которая просто прекращается после нарушения правил. Вы возвращаетесь к моменту нарушения и продолжаете игру. Точно такая же мораль существует в компьютерной практике. Очень важно привить ребенку правильное отношение к жизни (вся западная цивилизация построена на уважении к закону), и шахматы формируют идеальную для нашего времени мораль.

(К сожалению, многим детям из состоятельных семей плохо понятно слово «нельзя». И тут шахматы, непроизвольно, приучают им пользоваться. Я не хочу защищаться от шаха – а приходится, я хочу пойти этой фигурой – а она «связана» и т.п. – А.В.).
Сейчас нижняя планка начала обучения порой сдвигается на 4 года. Роль игр резко возрастает, так как иначе дети в 4-5 лет вообще не обучаются. Поэтому правильное использование шахмат дает очень многое. Но для этого нужна соответствующая подготовка. У нас шахматный тренер привык заниматься с самыми талантливыми, и он не может преодолеть в себе это качество. А учитель (в младших классах это обычно женщина), который должен научить всех, как правило, слабо подкован в шахматном плане. В итоге – тупиковая ситуация. Сам я, занимаясь преподаванием шахмат через интернет, пришел к выводу, что необходима двухуровневая система. Преподаватель в классе имеет прямую связь с экспертом, который в нужный момент устраняет недопонимание, если у преподавателя на месте что-то не получается».
(И вновь нужно вспомнить о компьютерах. Но прививать ребёнку значение выбора полезных программ в противовес развлекательным «стрелялкам» и «бродилкам» - А.В.).

Александр Кентлер, организатор и директор детской шахматной школы ЛГУ – СПбГУ в 1983-1998 годах: Некоторый опыт работы в школах (первые уроки шахмат я проводил в школе №11 Ленинграда в 1972, а последние занятия в школах и группах детей 5-7 лет, не умеющих играть в шахматы, - в 1996 году) дает основание выразить беспокойство по поводу шахматных программ, используемых на уроках.
Появление шахмат в школах, уверен, весьма полезно. Кроме общепринятых версий, еще и тем, что у детей появляется шанс позаниматься с еще одним учителем – мужчиной, научиться игре, которая потом выручит в минуты безделья и ограниченной подвижности, и в которой находится редкая возможность взять верх над тем, кому уступаешь физически.

(Очень важно мнение человека, который непосредственно, много лет УЧАСТВОВАЛ в процессе обучения шахматам в школе, а не НАБЛЮДАЛ за ним – А.В.).
Мне кажется, наиболее разумная схема введения шахмат в российские школы выглядела бы так: уроки шахмат ведутся на протяжении первого учебного года (правильнее, на мой взгляд, одной четверти или максимум полугодия, но в этом случае труднее вписаться в учебный план). В программе – изучение всех правил шахматной игры. К концу года, большинство детей выучивает эти правила наизусть и умеет применять их на шахматной доске. После окончания первоначального обучения все желающие должны иметь возможность далее посещать факультативные занятия (обязательные в школе, но по выбору учащихся). Важно, чтобы шахматы стали одним из обязательных видов школьных спартакиад, чтобы дети всегда имели возможность поиграть в них на переменах и после уроков, в системе продленного дня.
В предложенной схеме, проверенной годами, есть такие плюсы: немногочисленные педагоги, владеющие предметом, могли бы ежегодно учить шахматам малышей – первоклашек. Потом, когда на факультативных занятиях будут объединены одинаково обученные и имеющие мотивацию для дальнейшего совершенствования дети, это даст возможность более качественного движения вперед.
Навязываемый тезис о том, что занятия шахматами должны вести педагоги, ознакомившиеся с дополнительным предметом в ходе семинара или иной подготовки, не выдерживает критики. Только любящие шахматы учителя, посвятившие им жизнь, смогут передать эту любовь вместе со знаниями детям. Эти учителя должны быть шахматистами (не суть важна степень их профессионализма как игроков). Они и других научат, и себя реализуют, благодарные за возникшую возможность, не покидая шахмат, заработать на кусок хлеба.

(И плюс госзаказ = решение проблемы – А.В.).
Плохо то, что методы, навязываемые при внедрении шахмат в российские школы, не стали предметом обсуждения. Единственные книги и методические пособия, рекомендованные министерством образования и науки – творения сотрудника того же ведомства И. Сухина. Я уже писал, что его пособия по темпам освоения и посылам несовместимы с реальной жизнью.
(Компьютерные программы! Они дают возможность двигаться вперед, не ожидая отстающих – А.В.).
Шахматная фигура – король – появляется у Игоря Георгиевича на двадцатом уроке первого года обучения, цель игры – мат – на 24-м (к этому времени детей должно уже воротить от шахмат, если только учитель не окажется гением). А с борьбой пешки против короля в эндшпиле бедные дети смогут познакомиться на 57-м уроке третьего года обучения! Конечно, можно много фантазировать на тему, что занятия шахматами развивают детей сами собой и являются лишь подспорьем для общего развития. Но этот же тезис можно распространить на любые другие игры и занятия! И может ли реально развивать предмет, годами дающийся на примитивном уровне «два притопа – три прихлопа»?! Еще хуже, что чуть ли не основоположником научного сопровождения процесса является дама – теперь уже доктор наук и профессор В. Князева, про «труды» которой я когда-то писал в фельетоне «Бред ферзячий» в журнале «64» (№12, 1998), а она с тех пор, увы, не прибавила.
(Правильно сказал С. Шипов: «Отталкивая плечами конкурентов». А плечи у министерских чиновников отнюдь не хрупкие – А.В.).
Еще один важный вопрос – какой смысл начинать занятия со второго класса? Известно, что шахматы являются своеобразной прелюдией к нескольким предметам, прежде всего, к математике, и главное – развивают память и способствуют формированию усидчивости. Так, может быть, стоит воспользоваться этим до того, как ребенок за год учебы обленится окончательно? Пусть никому не покажется такая мысль парадоксальной: одни дети приходят в школу отлично подготовленными (часто за пределами всего годового курса), другие – лишь дышали воздухом. Учителя естественно, свыше 90% всего времени отдадут второй группе. В преодолении этой несправедливости шахматы могут сыграть положительную роль.
(Для первоклассников гимназии АО «Талап» уроки шахмат не вызвали проблем. Здесь уроки шахмат в начальной школе проводятся с 2005 года – А.В.).
Грех не воспользоваться тем, что шахматы входят в школьную жизнь страны. Для этого нужно срочно объявить конкурс на создание школьных шахматных программ, пособий и учебников. По его итогам следовало бы утвердить в Минобре лучшие и начать испытывать на практике, в классах. Будет очень обидно, если шахматы выкинут из школ из-за неправильной концепции обучения и негодных учебных пособий».
(Да из-за нежелания пытаться решать проблемы – А.В.).

Елена Пшенова, учитель химии, заведующая учебной частью московской школы: «Шахматами я никогда не занималась, но, как не странно, я за то, чтобы их начали преподавать в школе! Я совершенно чётко вижу, что в школьном образовании не хватает логики. Есть логика конкретных предметов, но нет логики преподавания в целом. Химия начинается позже других предметов, но мне часто приходится объяснять детям совершенно элементарные вещи. Многие не понимают, например, что «почему» и «зачем» - это два разных вопроса. Именно поэтому я думаю, что шахматы могли бы помочь в образовании.
(Не понятно каким образом! Но мысль интересная – А.В.).
Считается, что дети в наших школах перегружены, но, на самом деле, они перегружены не вполне нужными предметами. Некоторые из них вполне можно было заменить на шахматы, такие, например, как москвоведение или статистика – последняя странно смотрится как отдельный предмет. Возможности для преподавания шахмат есть – было бы желание».
(Как тут не вспомнить цитату из кинофильма «Москва слезам не верит»: «Меня не интересует – почему «Нет»! Меня интересует, что вы сделали, чтобы было «Да»! – А.В.).

Михаил Ходарковский, вице-президент «Kasparov Chess Foundation, США: «Американская система образования отличается от европейской и российской. Здесь нет министерства образования, которое утверждает федеральную программу. Чему и как учить, в США решают на уровне отдельных школ или районов, куда входит от 4-5 до 100 школ. Многие школы в разных штатах вводят в расписание шахматные программы. К примеру, в Техасе район, в который входит 59 школ, принял нашу программу. Шахматы преподаются как курс по выбору учащихся, оценки не выставляются – преподаватель просто учит детей. Занятия идут по учебнику, составленному и утверждённому согласно требованиям, какие в школах предъявляются для других предметов. В год обучения входит 40 уроков. К концу первого года ученики узнают правила, элементарные тактические удары, ставят мат в один-два хода, получают базовые понятия о том, как развивать фигуры…
(И опять как тут не вспомнить, что есть хорошие обучающие программы – А.В.).
Подход к обучению предметам здесь отличается от советского на уровне мировоззрения. В странах бывшего СССР к шахматам до сих пор относятся как к спорту. В западном мире шахматы – либо форма досуга, либо просто игра, которая развивает разные формы мышления. Общество смотрит на шахматы с точки зрения полезности для развития детей. Поэтому у меня нет однозначного ответа, нужно ли преподавать шахматы в российских школах. Надо сначала определиться, чего ждут от этого предмета родители. Если, допустим, они считают шахматы бесполезными для ребёнка, который не сможет стать профессиональным игроком, эта точка зрения имеет право на жизнь, даже если мы с ней не согласны. Просто таково восприятие шахмат в обществе, так сложилось исторически.
(Раньше, в советское время, такое мнение было бы «разгромлено» «передовыми педагогами». А сейчас читаешь и понимаешь, что у них всё совсем иначе, но от этого не значит – хуже. И такой подход имеет право на жизнь - А.В.).
Вопрос на самом деле, очень комплексный и требует более обширного и серьёзного разговора. Думаю, в ближайшем будущем я вернусь к нему в рамках отдельной статьи».
(Не пропустить бы – А.В.).

Итак, эксперты высказались. Я позволил себе вступить в полемику с некоторыми из них и безоговорочно поддержать других. Главное, что я выдели бы в этой проблеме – хватит говорить, пора действовать! И если нашей стране нужны умные, образованные люди, то этот вопрос нужно и решать на государственном уровне. Только не ждать, при этом, когда нам спустят сверху указание действовать, а засучив рукава приступать к делу.

Дата: 01.12.09 08:07
Автор: Александр Володин, г. Уральск



в Павлодаре


Финишировал мемориал Никитина-202330.01.23
Финишировал мемориал Никитина-2023
В этом году турнир памяти Юрия Михайловича Никитина (1940-2009) прошёл в новом статусе - в рамках республиканского турнира по классическим шахматам среди сеньоров.
Шахматные турниры в Павлодаре (июнь-август 2022 года)12.09.22
Шахматные турниры в Павлодаре (июнь-август 2022 года)
Быстро пролетело лето, за окном начинает играть красками осень. Оглядываясь назад, вспомним о турнирах, состоявшихся летом в Павлодаре.
Матч-турнир "Ветераны-школьники"08.06.22
Матч-турнир "Ветераны-школьники"
Переходим к смешанным турнирам. 7 мая состоялся традиционный матч-турнир "Ветераны-школьники", приуроченный к дню Победы.

в мире


Итоги чемпионатов Казахстана по шахматам 2022 года13.12.22
Итоги чемпионатов Казахстана по шахматам 2022 года
Едва миновала первая декада декабря, как в Семее завершились чемпионаты Казахстана по классическим шахматам среди мужчин и женщин. 
Астана принимает звёзд мировых шахмат19.09.22
Астана принимает звёзд мировых шахмат
18 сентября в столице Казахстана, вернувшей своё прежнее название Астана, стартовал значимый международный турнир - первый этап женской серии Гран-при ФИДЕ 2022-2023 г.
Денис и Меруерт - новые чемпионы Казахстана по шахматам12.12.21
Денис и Меруерт - новые чемпионы Казахстана по шахматам
Завершился финал 30-го чемпионата страны, проходивший в столице со 2 по 10 декабря 2021 года. Среди мужчин впервые чемпионом страны стал Денис Махнёв, а среди женщин - тоже впервые Меруерт Камалиденова.
Главная Новости Статьи Интервью Опрос Wallpapers Гостевая книга Обратная связь
Rambler's Top100